20 августа 2019 г.

Образование в Америке

У меня сложилось впечатление, что к образованию в США относятся очень серьезно. Президент Джон Кеннеди сформулировал это так: «Образование в США – вопрос национальной безопасности».

Американцы легки на подъем. Причиной смены места жительства могут быть: лучшее место работы, более удобный и престижный район, хорошая школа для детей или просто желание увидеть новые места.

Власти городов и районов заинтересованы в привлечении новых жителей. Чем больше людей приезжает, снимает и покупает жилье, тем больше налогов получает муниципальное образование. Выгодно это и местным жителям, район развивается и благоустраивается, а стоимость собственности в этом районе растет. Поэтому жители избирают местные власти, способные улучшить их жизнь, хороший район привлекает новых жителей, что приводит к увеличению бюджета района и повышению возможностей властей улучшить качество жизни в этом районе.

Одним из способов повышения привлекательности района – создать в нем хорошую школу. Общеобразовательные школы содержаться на налоги с недвижимости конкретного района, к которому относится школа. Чем дороже дома (и богаче их жители), тем больше денег достается школе. На эти деньги можно построить престижное здание, привлечь грамотных и интересных учителей, организовать учебный процесс так, чтобы как можно больше выпускников школы могли поступить в престижные университеты.

Общеобразовательная школа имеет три ступени: начальную, среднюю и высшею (старшие классы). Общая продолжительность обучения 12 лет. Нередко школы специализируются на одной или двух ступенях.

После успешного окончания высшей ступени выпускники могут поступать на первый курс университета или колледжа. Стоимость обучения в университете, как правило, выше чем в колледже, поэтому большинство абитуриентов поступает в колледж, а после его окончания сразу на третий курс университета.

Интересна система мотивации образования. Учащимся говорят: «Мы даем вам шанс получить знания. Как вы этим шансом воспользуетесь, ваше дело». Роль учителя – помогать ученикам наилучшим образом применить свои возможности в учебе. Система индивидуальных траекторий тоже способствует этому.

Опыт родителей и предыдущих поколений школьников подсказывает, что чем лучше ты учишься, тем больше у тебя шансов поступить в престижный университет, а потом получить высоко оплачиваемую работу. Это заставляет ребят усердно учиться.

Понимание обществом важности образования для карьеры своих детей поднимает социальный статус преподавателя. Люди, с которыми я встречался, узнав, что я преподаю в ВУЗе, относились ко мне с подчеркнутым уважением.

Мне, конечно, было интересно узнать, как в Америке преподается математика. Программы и учебные материалы по математики ориентированы на немедленное применение полученных знаний на практике. Учебники и задачники насыщены примерами жизненных ситуаций для решения которых можно применить изучаемые методы. На мой взгляд иногда это делается даже в ущерб целостности системы знаний. Иногда доказательствf и логические выводы заменяются констатацией конечных результатов. Например, при изучении квадратных уравнений много внимания уделяется методам факторизации (преобразованию квадратного трехчлена в произведение), а базовый метод нахождения дискриминанта и вычисления корней квадратного уравнения упоминается вскользь. Думаю, что разумный синтез американского и европейского подходов помог бы повысить качество преподавания математики, как в США, так и в России.

Как и во всем мире, американских абитуриентов подстерегает множество опасностей, главная из которых – «пойти не туда». Чтобы снизить риски, связанные с этой опасностью в учебных заведениях США действует целая система профориентации.

Уровень подготовки выпускника определяется по его текущим результатам, в том числе по своевременности и качеству выполняемых работ. Аналог российского ЕГЭ является только одним из таких факторов. Как отмечают многие российские специалисты, сдача ЕГЭ является сильным стрессом, поэтому только результат ЕГЭ может не отражать реальный уровень знаний.

Выпускник школы, показавший достаточные знания может поступить в любой колледж или университет, для которого данный уровень знаний достаточен. При поступлении в колледж, абитуриенту предлагаются три стратегии обучения:
  • если абитуриент хочет получить рабочую специальность, ему дают практические навыки и теоретические знания необходимые для адаптации к выбранной профессии;
  • если абитуриент планирует продолжать обучение в конкретном университете, его готовят к поступлению в этот университет;
  • если абитуриент хочет получить высшее образование, но еще не выбрал специальность, ему дают общетеоретическую подготовку и время на выбор профессии.
Чтобы первоначальный выбор профессии и учебного заведения для абитуриента не стал фатальным, на Западе используется система кредитов. Кредит – доверие одного учебного заведения или факультета другому. Знания, полученные студентом в одном месте, признаются в другом. То есть, если я изучил и успешно сдал экзамен по дисциплине включенной в систему кредитов в одном учебном заведении, то при переходе в другое заведение эта дисциплина мне засчитывается. Набрав нужное количество кредитов, я могу претендовать на получение диплома по выбранной мной профессии. Система кредитов не только решает проблему мобильности студентов, но и позволяет сменить профессию в ходе обучения.

Послешкольное образование платное, колледжи и университеты являются коммерческими учреждениями. Стоимость обучения немалая, и чтобы открыть дорогу к образованию толковым ребятам используется система грантов. Грант абитуриенту может выдать штат по результатам обучения в школе, много грантов выдают частные фирмы, заинтересованные в привлечении грамотных кадров. И в том и другом случае гранты – инвестиции в людей, в развивающейся экономике это самый выгодный способ инвестиций. Образовательные учреждения конкурируют между собой за толковых абитуриентов, конкуренция способствует повышению качества образования.

Конечно, это мое, несколько идеализированное мнение, сложившееся за пару недель пребывания в Америке. В американской системе образования есть масса проблем, некоторые вопросы в России решаются лучше, чем в США. Однако безусловными преимуществами США являются два факта: осознание общества важности образования и применение рыночных механизмов управления и финансирования образования в стране.

Университет в Портленде


Одна из экскурсий по Портленду – университет. Portland State University занимает несколько кварталов. Корпуса разных лет и архитектурных стилей, видно, как университет развивался. По случаю каникул, улицы пустынные, много зелени, скамеек и фонтанов.


Портленд. Университет. Центральный вход


Портленд. Университет. Здание общежития

Портленд. Университет. Ректорат

Портленд. Университетский квартал


Портленд. Старый университетский корпус


Гришин колледж


После окончания школы Гриша получил гранд штата и поступил в Central Oregon Community College. В США принято продолжать учебу в другом городе, подальше от родительской опеки.

Впечатления о студенческой жизни у Гриши самые яркие, он с энтузиазмом везет нас посмотреть свой колледж. Зрелище впечатляет, на пологом холме, на большой территории разбросаны старые и новые корпуса колледжа. На самом высоком месте, корпус, в котором изучают математику. На террасах стоянки автомобилей, верхняя, самая удобная стоянка для автомобилей преподавателей.

Идем в новый корпус. На входе плакат, красочно рассказывающий, какие природосберегающие технологии были применены при строительстве этого корпуса. В холле доска, на которой каждый может написать свое пожелание или приветствие. Широкие коридоры, много укромных мест, в которых можно поговорить, за витринами небольшой музей: минералы, флора и фауна края.




А вот срез дерева с 850 годовыми кольцами. Дотошные студенты пометили гвоздиком кольцо, соответствующее году рождения Чингиз-Хана, следующий гвоздик – год открытия Америки, далее год рождения Шекспира, Гражданской войны и т.д. Очень наглядное пособие по истории.



Срез дерева возрастом 850 лет

Гриша ведет нас в маленькую уютную аудиторию, человек на 8-10. Их окон во всю стену открывается великолепный вид на заснеженные вершины гор.

– Это аудитория для самостоятельной работы. Здесь мы обычно выполняем домашние задания и работаем над учебными проектами.

– А такой вид из окна не мешает, не отвлекает от работы?

– Нет, скорее, наоборот, настраивает на рабочий ритм.



Аудитория для самостоятельных занятий



Вид из аудитории


Следующая аудитория лекционная. Аудитория вместимостью человек пятьдесят, оборудована большими экранами, интерактивной доской и т.д. На преподавательском столе компьютер, способный управлять всей этой техникой.

– Здесь мы слушаем лекции, например по физике.

– А как вам показывают опыты, на экране?

– Нет, обычно опыты показывают «вживую», для этого в аудиторию ввозят специальный лабораторный стол с уже подготовленным опытом.

Да, хотел бы я поработать в таком колледже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения