25 февраля 2019 г.

Лестничные чтения

1957

Учиться читать дело трудное, особенно, если приходится читать скучные тексты из учебника. Чтобы привить мне любовь к чтению, мама подарила мне книжку про летчиков-героев Халхин-Гола. Книга меня увлекла, я рассказал о ней друзьям и они попросили меня почитать им вслух. В нашей комнате все желающие послушать не поместились и мы отправились на лестницу. Лестницы в нашем доме были деревянные с широкими неокрашенными ступенями. Публика расселась на верхние ступеньки, я спустился ниже и начал читать. Позже, когда я в первый раз пришел в лекционную аудиторию СГУ, я удивился, насколько она похожа на место моего первого публичного выступления.

Сюжет книги захватывал, наши ассы побеждали японских самураев в тяжелых воздушных боях, проявляли чудеса героизма и крепкий русский характер. Когда я останавливался, чтобы перевести дух, звучало требовательное “Дальше”. Так и пришлось в несколько приемов прочитать друзьям всю книжку. Надо сказать, мои успехи в чтении отметили и в школе. Ознакомившись с литературой наше сообщество твердо решило развивать отечественную авиацию.

Авиационный завод было решено строить на территории нашего двора. Площадку выбрали на пустыре между нашим домом и соседней 25-ой школой. Так как дворничиха и другие враги человечества могли помешать, завод решили делать подземным, а весь проект держать в строгом секрете. Я нарисовал проект самолета, особое внимание уделив расположению в нем летчика. Толя проект одобрил, внеся важные соображения о конструкции хвостового оперения.
Начать решили с рытья котлована. Это оказалось не просто, вооружившись лопатами, мы три дня копали яму в центре пустыря. Котлован получился скромным: в глубину меньше метра, шириной - полтора метра. Но мы гордились, это был первый шаг к достижению цели. Наутро нас ждала страшная весть. Дворничиха, удивленная появление на вверенной ей территории ямы неизвестного назначения, засыпала ее всяким мусором. Мы мужественно восстановили котлован, но на следующее утро все повторилось. При этом, дворничиха сильно ругалась и грозилась найти на нас управу.

Конфликт разрастался, объяснять свои благие намерения этим людям не было смысла, нас считали злостными хулиганами, портящими дворовое имущество. Разрядила ситуацию тетя Сима, живущая на 3 этаже в нашем подъезде. Как-то поняв наши намерения она предложила посадить на пустыре деревья. Наше сообщество сначала воспротивилось, но немного подумав мы поняли гениальность этого хода: скрыть наше строительство в парке. В вырытую нами яму была посажена акация, а через месяц на пустыре уже росли пять посаженных нами деревьев. 

Не так давно, заглянув в наш старый двор, я увидел разросшиеся и сильно поломанные несколькими поколениями школьников наши деревья. Знали бы юные вандалы, сколько надежд и планов было связано с этим местом и этим сквером…

Тетя Сима пользовалась у мальчишек особым уважением. Сейчас то я понимаю почему: она одна из немногих жильцов могла нас услышать, видела в нас людей. Много позже я узнал историю ее появления в Энгельсе. Она беженка с Украины. С грудным ребенком на руках она бежала от фашистов, попадала под бомбежки, потеряла все: дом, мужа, друзей но осталась Человеком. Наверное, жизнь потому имеет смысл, что нам встречаются такие люди.


Та самая акация. Других деревьев уже нет, а акация все еще стоит.
На фото: Двоюродные сестры Надя (старшая) и Люда. На коленях кот Васька

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения