25 февраля 2019 г.

Волга

Говорят, что Человек произошел от Обезьяны, но я, наверное, от Лягушки. Лучше всего чувствую себя на берегу или плескаясь в воде, до сих пор, считаю бездарно потраченным летний день, в котором мне не удалось искупаться. Поэтому трудно переоценить роль, которую играет Волга в моей судьбе.

 Город Энгельс, как и многие левобережные города, стоит не на берегу Волги, а на волжской протоке. Называется протока «Пономаревка». Пока не было Волгоградского водохранилища, уровень воды в Пономаревке сильно менялся. Весной, в половодье, по протоке несся полноводный поток, а летом, в межень, ее могли перейти семилетние мальчишки, не замочив трусиков. Чтобы попасть на Коренную – основное русло Волги, по которому ходили пароходы в Саратов, нужно было перейти протоку через деревянный мост, который каждую весну сносило половодьем, а в начале каждого лета его строили заново. Мост соединял Энгельс с большим лесистым островом «Осокорье».

Дорога к пристани шла между высоких деревьев. На их стволах, на высоте 2-3 метра были хорошо заметны отметины от высокой воды: светлые полоски и выросшие за время половодья маленькие корешки. Берег коренной Волги был обрывистым, усеянным корягами и стволами подмытых половодьем деревьев, между водой и обрывом желтела полоска песка. Вид с берега открывался великолепный: череда проток и островов, между которыми, как по лабиринту пароходы перебирались из Энгельса в Саратов.

Первое впечатление 

Первое воспоминание о Волге связано у меня с событием драматическим. Мне было лет шесть, мы всей семьей пошли купаться на Коренную. Мой дядя Валя, тогда еще молодой парень, где-то услышал, что лучший способ научить ребенка плавать – бросить его в глубину. Когда мы залезли в воду он взял меня на руки, отнес подальше, где мне было «с головкой», и бросил в воду. Я не успел ничего сообразить, вокруг меня была зеленая вода, а мимо проплывала лодка-моторка, я хорошо видел ее выкрашенное красным суриком днище. Сколько я не барахтался, выбраться на поверхность не получалось, я тонул. Дядя Валя понял, что переусердствовал, подбежал ко мне и вытащил на берег. Испугаться я не успел, но нахлебался воды основательно.

Наверное, уже тогда, я понял, что так шутить с Волгой не стоит. Позже, уже хорошо умея плавать, мы заплывали далеко, переплывали по две протоки, чтобы добраться до любимого Белого Острова, но никогда не вели себя с Волгой запанибрата.

На фото: Волга. Мне 6 лет

Вид с Пономаревского острова. 1960-е https://oldsaratov.ru/tags/gubernia/engels

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения