26 февраля 2019 г.

Редуктор

Мы все время мечтали построить самолет, на котором смогли бы летать. Важной проблемой было найти для него подходящий мотор, который бы быстро крутил пропеллер. В восемь лет в одной интересной книжке я прочитал о редукторе. Это такая коробка с шестеренками, крутишь входной вал медленно, а выходной крутится с бешеной скоростью. Сразу появилась идея: приспособить к входному валу педали от велосипеда, а на выходной поставить воздушный винт. Сказано, сделано, я нарисовал самолет, где вместо мотора красовался редуктор.

В то время я гостил у моей тети Клавы в Саратове. У них жил их дальний родственник, который учился в техникуме, Звали его, кажется, Игорь. Он много занимался, чертил и решал задачи по математике, поэтому для меня он был корифеем. Я рассказал Игорю о своей блестящей идеи, но восторга от него не услышал:

– И кто же будет крутить входной вал твоего редуктора?

– Летчик, при помощи педалей.

– Так он не прокрутит, сил не хватит.

– Мы найдем сильного летчика с тренированными ногами.

Конечно, я мечтал, что сам сяду в кабину пилота, но при таких обстоятельствах с мечтой пришлось повременить.

– Нет такого сильного человека, и даже если ты посадишь в самолет быка, все равно ничего не получится.

Я не понимал почему и начинал злиться. Тогда Игорь рассказал мне о рычаге. Чтобы рассказ был убедительным, он подвел меня к двери и предложил закрыть ее толкая в середину. А сам двумя пальцами удерживал дверь с краю. Опыт получился наглядный, но я все равно не понимал, какое отношение рычаг имеет к редуктору.  Игорь оказался талантливым учителем, он объяснил мне (второкласснику) что такое редуктор и как связаны друг с другом понятия “рычаг” и “шестеренка”. А еще он рассказал много интересного про работу и мощность.

Конечно, от моей ”блестящей” идеи не осталось ничего. Но зато я понял Золотое Правило Механики, и это правило позволило мне лучше понимать мир (и не только физику). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения